Пара слов об этом блоге:
Из каждого путешествия, пусть даже и небольшого, мы всегда привозим множество фотографий, которыми хочется поделиться с друзьями. Самое сложное – отобрать не слишком много фотографий для рассылки. А вечный недостаток времени не позволяет сопроводить их подробным рассказом. Так и появились «Письма к другу», небольшие зарисовки к фотографиям.
Рассказы эти обычно пишутся второпях (как, впрочем, и большинство посланий такого рода) и никак не претендуют ни на что серьезное, так... «заметки на полях». В них могут проскочить ошибки (за которые я заранее извиняюсь), закрасться неточности (которые по возможности будут исправлены), они не будут расположены в хронологическом порядке (но я постараюсь не забывать ставить дату)... И я надеюсь, что, в них сохраниться то настроение, которое не покидало нас во время вояжа или прогулки. Ну и, надеюсь, Вы сможете узнать для себя что-то новое и интересное.
Если Вы хотите что-нибудь спросить или уточнить, то пишите мне по адресу: look013@gmail.com, и я постараюсь ответить как можно быстрее.
Все материалы (тексты и фотографии), размещенные в блоге защищены Российскими и Международными законами об Авторском и Смежных Правах. Если Вы хотите разместить что-то у себя на сайте - свяжитесь со мной. Если хотите использовать тексты и/или фотографии в коммерческих целях - тем более свяжитесь!

Thursday, March 4, 2021

Cripple Creek, Old Homestead

Городок Криппл Крик (Cripple Creek) изобилует интересными историями, в которых сочетается и правда, и вымысел. Можно провести не одну ночь, слушая о приключениях золотоискателей и шахтеров. Если вы не возражаете, давайте послушаем парочку таких рассказов, прежде чем обратимся непосредственно к теме  сегодняшних фотографий.

 

Колорадо получило статус территории в 1861 году, а в 1876 официально стало штатом. В это время множество людей переехали сюда, кто-то в погоне за приключениями, кто-то в поисках лучшей доли. Боб Вомак (Bob Womack) и его брат Вильям (William) переехали в Колорадо из Кентукки и поселились вместе со своими родителями и сестрой в расцветающем Колорадо Сити (Colorado City), как в то время назывался город Колорадо Спрингс (Colorado Springs). В 1876 году братья купили ранчо в 40 милях от города, на западном склоне Пайкс Пик (Pikes Peak). Боб работал на ранчо, а свободное время посвящал поискам золота. Еще в 1874 году он услышал от членов геологической экспедиции, что в этих горах оно должно быть, и поверил этому. Он помогал группе старателей основать лагерь в районе горы Писга (Mt. Pisgah Mining District), но вскоре убедился, что золотом там и не пахло. Он начинал мыть золото в речках, но не находил правильного места. Несмотря на все разочарования, Боб продолжал охотится за золотом на протяжении следующих 15 лет, не унывая и не слушая скептиков. Он вырыл сотни пробных небольших ям и получил прозвище Сумасшедший Боб. Время от времени он находил немного золота тут и там, но никогда достаточно, чтобы закричать "Эврика!". В конце концов удача повернулась к нему лицом, и в 1890 году в районе Ущелья Бедности (Poverty Gulch) он напал на многообещающую золотоносную жилу. Он немедленно вернулся в Колорадо Сити и подал заявку на владение участком, назвав место залежь Эль Пасо (El Paso Lode).

Мало кто воспринял его находку серьезно и никто не захотел вкладывать деньги в пробную разработку. Одной из причин такого недоверия было то, что за несколько лет до этого, группа золотоискателей смошенничала, и подложила золото в пустую шахту, дабы привлечь инвесторов. После этого никто не хотел верить в золотые кущи в регионе западнее Пайкс Пик.

Но вскоре несколько других старателей подтвердили наличие золота в регионе, что в итоге в 1891 году привело к началу самой значительной золотой лихорадки в штате Колорадо. Слухи мгновенно распространились по стране, и в район стали стекаться тысячи старателей и шахтеров в надежде схватить-таки голубую птицу удачи за хвост. Вы можете подумать, что Боб в итоге стал миллионером... Но нет, счастливого конца у этой истории не получилось. Он продал права на свой участок слишком рано, по некоторым источникам всего за $300, по другим за $500 плюс бутылка виски (да-да, он всегда был непрочь выпить) и вскоре окончил свою жизнь в Колорадо Спрингс не слишком состоятельным человеком.

Но все-таки удача была на его стороне, и за годы поисков он обзавелся как минимум одним настощим другом. Винфельд Скотт Страттон (Winfield Scott Stratton) был одним из тех, кто поверил в находку Боба и начал вкладывать деньги в разработку. Страттон всегда интересовался шахтным делом и даже окончил несколько геологических классов в Колорадской Шахтной Школе (Colorado School of Mines), которая готовила (и до сих пор готовит) инженеров шахтного дела для всей страны. После нескольких месяцев пробных разработок, Винфельд в итоге нашел богатую жилу на склонах горы Баттл (Battle Mountain). Ну а так как находка случилась 4 июля 1891 года, то шахту он назвал Независимость (Independence Mine), в честь Дня Независимости, который отмечается аккурат 4 июля :) Вскоре Страттон вошел в число группы миллионеров, разбогатевших на золотодобыче. В итоге он продал шахту Независимость за фантастические десять миллионов долларов. Но это все случилось позже, в с молодости Винфельд знавал тяжелые дни поэтому он всегда сочувствовал Бобу, поддерживая его небольшими суммами, когда тому приходилось совсем туго. Когда Страттон умер в 1902 году, в своем завещании он оставил Бобу небольшую стипендию в $300 в месяц (примерно $8000 с нынешних деньгах). Боб Вомак сильно зависел от этих денег на протяжении следующих семи лет и умер в 1909 году с благодарностью вспоминая своего друга.

За годы золотой лихорадки, Криппл Крик породил 28 миллионеров, но начинался он как простой лагерь золотоискателей, наполненный простым людом, шахтерами и старателями, которые зарабатывали на жизнь действительно тяжким трудом, проводя большую часть времени глубоко под землей. Работая за $3 в день (что считалось высокой зарплатой в те годы), они не видели много развлечений. Получив свои честно (и тяжело) заработанные деньги они тратили их... правильно, на выпивку и женщин. Вскоре после того, как лагерь стал шахтерским городом, в нем появились многочисленные бордели, где любой мог найти женщину по вкусу и на свой кошелек. Дома терпимости занимали три квартала на окраине города и были более или менее похожи друг на друга. Все кроме одного, о котором и пойдет наш рассказ..

 
В 1893 году в Колорадо началась серебряная паника. Страна начала переход на золотой стандарт, и потребность в серебре, которое активно добывалось в штате, резко упало. Это привело ко множеству банкротств и разорений среди бизнесменов Денвера. А так же сказалось на Денверских домах терпимости. Перл де Вира, работающая мадам, сколотила маленькое состояние в Денвере, обслуживая богатую клиентуру. В 1893 году, при первых признаках паники, мудрая мадам решила сменить Денвера, в котором ее услуги перестали быть такими востребованными на расцветающий лагерь золотоискателей и переехала в Криппл Крик, где купила небольшой домик на Майерс авеню (Myers Avenue), где и открыла свой бизнес. Перл в свои 31 описывалась как прекрасная рыжеволосая женщина, всегда со вкусом одетая, умная, волевая и предприимчивая. Кроме того она всегда была работающая мадам, то есть сама тоже принимала клиентов.

О ее прошлом известно очень мало. Историки предполагают, что она был родом из небольшого городка в Индиане, Эвансвилл (Evansville). Вероятно, что она произошла из простой рабочей семьи, и до путешествия на запад работала портнихой, обшивая жен богатых горожан.

Ее салон стал сенсацией и мгновенно приобрел известность и популярность. Хотя и не избежал определенных трудностей. Впрочем не он один. Во время пожара 1895 года сгорел практически весь город, включая салон Перл. Из всей обстановки уцелело только зеркало в полный рост, которое пережило и свою хозяйку, и перемены и до сих пор стоит в холле, отражая посетителей, и, вероятно, скучая по тем временам, когда перед ним прихорашивались хорошенькие девицы, работающие у Перл. А девушки были все как на подбор. Красивые, умеющие поддержать беседу, хорошо одетые они всегда привлекали взгляды мужчин. Поэтому женщины порядочные постоянно жаловались на их присутствие на улицах городка, что привело к появлению закона, ограничивающего время, когда девицы легкого поведения могли появляться в городе за покупками. Им отвели всего два утренних часа в понедельник, время, когда жены порядочные были заняты уборкой и готовкой. На Перл ограничение не распространялось, а точнее сказать, в порядке исключения ей разрешалось многое, запрещенное другим. Поэтому она часто появлялась на городских улицах в своей богатой открытой повозке, часто в компании своих почитателей.

Хотя проституция никогда не была разрешена в Колорадо, тем не менее, закон было легко обойти, особенно для салона Перл де Вира. Ну а так как ее клиентура была не бедные шахтеры, то ее девушки были не только всегда хорошо одеты, но и платили за разрешения на работу и проходили ежемесячные медицинские осмотры. Мадам была щедра и не скупилась, когда речь шла о ее девицах. Отстроив свой салон после пожара, Перл сделала его еще лучше. В доме не только были вода и электричество, но и множество действительно красивых и дорогих вещей. Обои ручной работы были заказаны в Париже, вместе с ними прибыл мастер, который закончил их наклейку и роспись на месте. Салон был обставлен лучшей мебелью. Да что там говорить.... Перл заказала специальные дверные петли и ручки! Кроме того, в салоне был установлен телефон, система для внутренних переговоров и были две ванные. Многие в то время даже не слышали о таких вещах...

Четыре привлекательные девушки, живущие в борделе, делали его одним из самых обсуждаемых в Криппл Крик. Богатые клиенты приезжали в Старое Поместье (Old Homestead), так назвала свое заведение Перл, не только из Колорадо Сити, но и из Денвера. Однако попасть в салон было совсем не просто. Недостаточно было просто иметь деньги (а они требовались немалые). За ночь, проведенную в комнате одной из девушек требовалось заплатить $250 (примерно $7000-9000 в деньгах сегодняшних), и это в то время, когда $3 в день считалось очень хорошими деньгами. Только очень богатые люди могли стать клиентами Старого Поместья. Но не сразу. Прежде всего потенциальному клиенту требовалось подать заявку, которую мадам тщательно проверяла - насколько богат клиент, и каковы его моральные качества. Только пройдя строгую предварительную проверку, можно было... резервировать время визита (да-да, просто забежать на вечерок было нельзя, расписание было заполнено на недели вперед). И отбоя от желающих у мадам не было.

В 1897 году Перл умерла от передозировки морфина. С одной стороны наркотики в домах терпимости не были чем-то необычным. С другой стороны, так и осталось неясным, была ли Перл неосторожна и в попытке уснуть приняла слишком много снадобья, или это было самоубийство. Успешность не всегда гарантирует счастье. Когда ее сестра приехала из Индианы, чтобы забрать тело, она не имела понятия, чем же занимается ее сестра, будучи уверенной, что она продолжает карьеру портнихи. Обнаружив, что Перл была мадам, она отказалась от любой ответственности за похороны и не признала родства с сестрой и буквально сбежала обратно в Индиану. За несколько дней до смерти, в Старом Поместье прошла шикарная вечеринка, на которой присутствовали богатые клиенты из Денвера. Один из них подарил Перл платье из Парижа стоимостью в $800. Что-то произошло там и Перл серьезно поругалась со своим поклонником. Вскоре после ее смерти кто-то анонимно прислал чек на $1000 с запиской, чтобы Перл похоронили в подаренном платье, что и было исполнено. Таких похорон, как для Перл де Вира, Криппл Крик не видел ни до, ни после. Сотни поклонников мадам участвовали в процессии, которую сопровождал музыкальный оркестр. Это был единственный раз в городе, когда в похоронах принимало участие такое огромное количество народа.

Хейзл Вернон (Hazel Vernon), одна из девушек, работающих в салоне, взяла на себя роль мадам и успешно вела бизнес пока не продала его в 1905 году. Ни одна другая мадам в Криппл Крик не руководила салоном так долго. После продажи, салон продолжал работать до 1917 года, а когда стихшая золотая лихорадка опустошила город, то Старое Поместье стало простым домом, где можно было снять комнату для жилья. В дальнейшем у дома менялись владельцы, и в 1957 году кто-то открыл, что в доме сохранилось много свидетелей той эпохи. После проведенной реставрации, в 1958 году Старое Поместье было открыто как музей. Единственный выживший из домов терпимости, полный оригинальной мебели и бесчисленных предметов обстановки, он до сих пор рассказывает об истории теневой жизни города.

Ну а теперь, немного познакомившись с историей, давайте пройдемся по дому-музею и обратим внимание на самые интересные экспонаты. Большинство предметов мебели сохранилось с тех времен, когда салон процветал, как и многое из декора и обстановки. Кое-что добавилось позже, но прекрасно вписывается в ту эпоху, которой музей и посвящен.


В первой комнате, в которую попадают посетители, особое внимание на себя обращает прекрасный фарфоровый сосуд, стоящий на полу. Сложно даже поверить, что это всего-навсего плевательница, родственница латунным плевательницам, в большом количестве заполняющими бары и вокзалы. Стул в готическом стиле сохранил оригинальную обивку. А вот сигаретница на столе значительно моложе всех остальных предметов, и пришли из 20-х. Интересная конструкция, когда курильщик нажимает на кнопку, сигарета появляется изо рта девушки. По-моему, она как нельзя лучше вписывается в обстановку комнаты, как вы думаете? Люстра красного стекла - оригинальная и помнит многих клиентов, изначально она была керосиновой и только позже ее переделали в электрическую.




В холле можно посмотреться в зеркало, пережившее и пожар, и упадок и многих владельцев. Стены украшают фотографии девушек, работающих в салоне. Многие из них, кстати, сделали хорошую карьеру.
 


Девушка в белом платье, например, вышла замуж за миллионера и провела остаток своей жизни в роскоши и уважении. Звучит странно... но работа в таком салоне была неплохим стартом к новой жизни. Многие девушки нашли себе хорошего и состоятельного супруга. Другие поработав несколько лет и скопив денег (мадам, как я уже упоминал, была щедра, и отдавала девушкам 40% платы, оставляя себе 60%) просто уезжали в другой штат, где выдав себя за вдову успешного предпринимателя, могли начать новую вполне успешную жизнь (достоверно о таких случаях неизвестно, но такое развитие событий было нередко для других мест, так что мы можем предположить, что одна-две девицы из Старого Поместья тоже заслужили достойную старость, не слишком вспоминая о прошлом). Известно, что одна из девушек открыла через несколько лет свой собственный бордель, где продолжала быть работающей мадам. Словом, работа в салоне Перл де Вира, конечно, но была предметом гордости, но и не означала высшую степень падения тоже.







Музыкальная комната и комната отдыха были теми помещениями, где гости проводили несколько часов в беседе, карточной игре и других развлечениях, прежде, чем уединиться с выбранной девушкой в ее комнате. Именно в комнате отдыха можно увидеть оригинальные обои, заказанные в Париже.
 





Посмотрите немного поближе на обои, привезенные из ПаружУ :)



Подушка за диване интересна тем, что кто-то сшил наволочку из шелковых купонов, которые вкладывались в сигаретные пачки (правда значительно позже, в 20-30-х годах). Ах уж эта реклама... Ну и все эти мелкие вещицы и безделушки... так и видишь сверкающие глаза молоденьких девиц, берущих из в руки...
 

В красной комнате редко бывали посетители. Она выполняла роль столовой, где мадам и девушки завтракали и обедали, проводя время и отдыхая от работы. Хотя иногда, некоторым из клиентов разрешали присоединиться к компании за завтраком. Из любого правила есть исключения :) Люстра ручной работы прибыла из Венеции (и, к сожалению, не слишком хорошо видна на фотографии).


Ну а теперь давайте поднимемся на второй этаж, и поглазеем на комнаты девушек. Крошечные по современным меркам, кстати. На стенах, столиках и просто везде, вы можете увидеть предметы, которые пользовались популярностью в те времена и которые можно было найти в практически любом доме (не только в доме терпимости).
 


Темно-зеленая жестянка на столе - это белладонна. Старейший афродизиак и популярное снадобье, чтобы сделать глаза такими выразительными :) 



А любопытная коробочка, стоящая позади, это шкатулка для украшений. Никогда не встречал такую интересную. 


Ночной горшок в представлении не нуждается, а вот "свинка", притулившаяся рядом нам не знакома. "Свинка", это кстати, ее официальное название. В керамический сосуд можно налить теплой воды и подложить его под одеяло. Да-да, это просто грелка для ног :) Можно, конечно, воспользоваться бутылкой с водой... но в таком шикарном салоне все должно быть на должном уровне, поэтому поросята были в каждой комнате :)


Как я уже упоминал, дверные петли и ручки были специально заказаны, изготовлены, и прибыли из другого штата. Перл серьезно относилась к деталям.


На кровать в следующей комнате накинуто покрывало, которое было известно в те времена из-за трех ангелов, вытканных на нем. Потускневшие и почти не различимые нынче, они все еще украшают его.
 


В этой и следующей комнатах можно увидеть множество мелких вещиц...






Три вещицы, представленных в этой комнате, достойны особого упоминания. Ну, во-первых, это пылесос, прислоненный к стене. Да-да, пы-ле-сос. Пылесосы, конечно, были еще ручными, и практически неизвестными, но Перл придерживалась высоких стандартов, и стремилась иметь все новинки, которые облегчали жизнь.
 

Впрочем, в салоне было можно найти много других мелких помощников, например, щипцы для волос. Их можно увидеть в разных комнатах, но в этой представлены единственные электрические. Еще один свидетель прогресса и не только. Дело в том, что щипцы, нагреваемые на открытом огне, всегда представляли опасность и никто даже примерно не знает, сколько ожогов и иных травм они причинили несчастным девушкам. Электрические были намного удобнее и безопаснее в этом плане.


Ну а последним предметом, заслуживающим особого внимание является покрывало. Ужасно дорогое, кстати говоря. Обратите внимание на крошечные объемные цветочные бутоны, разбросанные по всему покрывалу. Их вышивка требовала огромного мастерства, времени и терпения. Поэтому такое покрывало стоило целое состояние и было доступно только по-настоящему богатым людям. И надо было иметь еще больше денег, чтобы такое покрывало подарить девушке, с которой ты провел ночь-другую....



Последняя из комнат заметно больше остальный, и вероятно принадлежала самой мадам. Нет, для жизни у мадам были свои комнаты на первом этаже (девицы ночевали в своих комнатах даже если не было клиентов), а в этой она, вероятно, принимала своих поклонников. 
 

Все платья в музее помнят своих хозяев, живших более ста лет тому назад и дают неплохое представление, как же одевались в то время женщины с достатком. Остальные вещицы, украшения и прочие предметы обстановки тоже пришли из тех далеких времен, когда богатые поклонники Перл де Вира приезжали в Криппл Крик на пару дней, чтобы обсудить дела и немного отдохнуть.
 


Как я упомянул выше, Старое Поместье, это единственный бордель, доживший до наших дней, и я не слышал, чтобы такой музей можно было найти в других местах. Поэтому посещение музея, это всегда удовольствие.
 

Читать дальше - Cripple Creek, музей-тюрьма

Фотографии были сделаны 16 февраля 2020.

No comments:

Post a Comment