Пара слов об этом блоге:
Из каждого путешествия, пусть даже и небольшого, мы всегда привозим множество фотографий, которыми хочется поделиться с друзьями. Самое сложное – отобрать не слишком много фотографий для рассылки. А вечный недостаток времени не позволяет сопроводить их подробным рассказом. Так и появились «Письма к другу», небольшие зарисовки к фотографиям.
Рассказы эти обычно пишутся второпях (как, впрочем, и большинство посланий такого рода) и никак не претендуют ни на что серьезное, так... «заметки на полях». В них могут проскочить ошибки (за которые я заранее извиняюсь), закрасться неточности (которые по возможности будут исправлены), они не будут расположены в хронологическом порядке (но я постараюсь не забывать ставить дату)... И я надеюсь, что, в них сохраниться то настроение, которое не покидало нас во время вояжа или прогулки. Ну и, надеюсь, Вы сможете узнать для себя что-то новое и интересное.
Если Вы хотите что-нибудь спросить или уточнить, то пишите мне по адресу: look013@gmail.com, и я постараюсь ответить как можно быстрее.
Все материалы (тексты и фотографии), размещенные в блоге защищены Российскими и Международными законами об Авторском и Смежных Правах. Если Вы хотите разместить что-то у себя на сайте - свяжитесь со мной. Если хотите использовать тексты и/или фотографии в коммерческих целях - тем более свяжитесь!

Monday, October 19, 2020

Денвер, два здания в стиле Арт Деко

Архитектора Темпла Бьюила (Temple Buell) обычно знают как дизайнера и строителя первого современного торгового центра-молла в Черри Крик (Cherry Creek), но есть и другие, на мой взгяд, более интересные проекты, которые все еще украшают город, хотя и не так известны широкой публике.

Проекты, с которыми я хочу Вас познакомить сегодня, это школа Horace Mann Middle School и Mullen Building at St. Joseph Hospital построенные в 1930-х годах с стиле Арт Деко (Art Deco).

 
Но сначала давайте познакомимся с самим Бьюилом. Архитектор родился в Чикаго в 1895 году, закончил университет и даже получил престижную награду, т.е. был "подающим надежды архитектором"... Но тут началась первая мировая война, многое изменившая в жизни Бьюила. Вскоре после того, как Темпл попал в армию, его часть направили в Европу, где архитектор участвовал в военных действиях и сильно пострадал от газовой атаки во время битвы у Шато-Тьери (Battle of Chateau-Thierry).  Позже он вернулся на родину и уволился в запас в 1919 году.

Он начал работать в родном городе для бюро Маршала и Фокса (Marshall and Fox), занимающейся проектами гостиниц и отелей. Слабые легкие - последствие газовой атаки, заставили его переехать в Денвер, где он основал уже свое собственное бюро и работал над различными проектами в Колорадо.

Одним из самых известных проектов Темпла был кинотеатр Парамаут (Paramount Theater), построенный совместно с другой студией Рап & Рап (Rapp and Rapp). В середине 20-х годов он купил большой участок земли, где позже и построил Cherry Creek Mall (1949), напомню, первый современный торговый молл в Денвере. Его компания работала в Колорадо, Новой Мексике, Техасе, Небраске, Вайоминге и Юте с 1923 по 1989 год и в лучшие времена в ней работало до 50 архитекторов.

Школа Horace Mann Middle School построена архитектором в 1939 году (по другим источникам в 1931). Кирпичное здание, выполненно в стиле Арт Деко и богато декорировано. Архитектор использовал кирпич, и только кирпич, чтобы создать необычные объемные эффекты. Хорас Мэн, в честь которого названа школа, был известен как реформатор, положивший много сил на продвижение идеи совместного обучения и увеличение оплаты учителей. Идея Бьюила состояла в том, чтобы декор здания напоминал растительный узор, как бы карабкающийся по стене плющ. Удалось ли ему этого добиться? По-моему, удалось.





Позже архитектор говорил: "Мы использовали только кирпич для этой школы, и я мог только использовать классический, готику, ренессанс и современный [Арт Деко] архитектурные стили. Я бы хотел, чтобы Хорас Мэн мог бы сидеть вместе со мной на моем крыльце и любоваться игрой солнца и тени на стенах здания".  Впечатление от здания сильно меняется в зависимости от времени дня - угол падения света совершенно меняет ощущение зрителя. Отчасти это можно увидеть просто обойдя здание вокруг, но, наверное, лучше провести около него целый день, наслаждась эффектом объема, который то появляется, то исчезает... Стены то кажутся плоскими и невыразительными, то вдруг обрастают узорами и становятся похожими на сказочный лес...





Второе здание, к которому нам хотелось бы Вас подвести, это Mullen Building at St. Joseph Hospital построенное Бьюилом в 1932-1933 годах. Здание было построено на деньги Эллы Мюллен Вэкбо (Ella Mullen Weckbaugh) в память о ее матери Катерине и изначально называлось Catherine Mullen Memorial Nurses Home - Дом Медсестер памяти Катерины Мюллен. Первоначально в этом здании размещалась школа и общежитие для медсестер, нынче же это одно из зданий, принадлежащее госпиталю Святого Иосифа.


Муж Катерины и отец Эллы, Джон (John Mullen) родился в 1840 году в Ирландии и десять лет спустя приехал в Америку, где его семья осела в штате Нью Йорк, небольшом городке (скорее даже деревне) Орискани Фоллс (Oriskany Falls), где Джон подростком начал работать на мельнице. Позже Джон уехал искать свою судьбу в Небраску, а затем в Денвер (Колорадо) где он и купил свою первую мукомольную фабрику в 1875 году. К середине 1880-х он уже владел несколькими фабриками, а так же вкладывал деньги в скотоводство и землю. Разбогатев, Джон активно занимался благотворительностью, делясь своей удачей с теми, кому повезло меньше.

Для здания Catherine Mullen Memorial Nurses Home Архитектор снова выбрал кирпич, но на этот раз использовал материал двух цветов. Плоская бежевая кладка стен перемежается с яркими вставками обрамляющими каждый вертикальный ряд окон. Использовав красный кирпич, архитектор добился необычного эффекта. В замисимости от того, как зритель рассматривает декор (всерху вниз или снизу вверх), он может увидеть или растущие пшеничные колосья или падающие потоки воды водопада. Ну конечно... надо включить воображение :) 





Кирпич, который архитектор использовал для отделки тоже не прост... Боковые стороны бежевого кирпича покрыты спиральным узором и сами по себе создают ощущение узора. В кладке красных "колонн" использован аналогичный кирпич, и сочетание граней покрытых узором с гладкими создает необычный эффект и вызывает желание подойти и посмотреть (и даже потрогать пальцами), почему же обычная кирпичная кладка выглядит необычно... и тут же убедиться, что не только кладка, но и сам кирпич необычен :) К слову сказать, такой кирпич нередко встречается в отделке зданий той эпохи, по крайней мере в Денвере.




Оба здания, вокруг которых мы сегодня прогулялись, выглядят такими похожими и такими разными одновременно. Объединяет их, конечно, многое, и автор, и материал отделки, ограниченный лишь кирпичем, и время, и стиль, и, конечно то, что они являются настоящими памятниками... не только архитектуры, но и эпохи... Последними всполохами той самой La Belle Epoque ... искорками, сверкающими среди стандартных работ середины 20 столетия... 

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Игорь Северянин

Фотографии были сделаны 29 сентября 2018.

No comments:

Post a Comment